понедельник, 26 марта 2012
Из воспоминаний о поэте:
«Из всех людей, которых я
знал, первым всегда останется
Федерико. И сейчас я говорю
не о стихах, не о пьесах – о
нем самом. Я не знаю
человека, который обладал
бы такой магической и легкой
властью. Стоило Федерико
войти, сесть за рояль, заиграть
колыбельную или Шопена,
стоило ему начать
рассказывать какую-нибудь
историю, как вы покорялись –
с первого слова, с одной
улыбки. А если он начинал
читать стихи, более уже
ничего не существовало –
только этот глуховатый голос,
переливающийся светом и
тьмой… Он был явлением
природы, произведением
искусства. В нем были радость,
страсть и юность. Он был как
пламя.
читать дальше[Он старался всегда
оставаться верным своему
правилу: „радость вопреки
всему“. А „самая печальная на
свете радость, – считал
Лорка, – быть поэтом“. Цель
искусства, поэзии он видел в
духовном единении людей.
„Пусть отзовутся ваши
сердца“, – мечтал поэт.
Однажды Лорку спросили:
„Зачем ты пишешь?“ Он
ответил: „Чтобы меня
любили“».
«Поэзия заключена во всех
вещах: в уродливых,
прекрасных, отталкивающих;
все дело в том, чтобы суметь
извлечь ее… Все увидеть, все
почувствовать… Поэзия не
знает границ. Вот вы
возвращаетесь домой
промозглым утром, подняв
воротник, от усталости едва
волоча ноги, а она ждет вас на
пороге. А может, у ручья, или
на ветке оливы, или на скате
крыши… везде есть своя тайна,
и поэзия – это тайна, которая
живет во всем… Мимо идет
человек, вы взглянули на
женщину, пес перебежал
дорогу – все это поэзия…».Каждый год в день гибели
Лорки жительница Гранады
Эмилия Льянос Медина
приходила на место расстрела
и возлагала розы. Жандармы
растаптывали их – на земле
проступали бурые пятна
крови. Ее арестовывали и
уводили, но все равно в
годовщину расстрела она шла
крестным путем Лорки…
Книги Лорки были
публично сожжены на
гранадской площади. Так
пытались уничтожить его
голос, но он звучит в шуме
ветра, в шорохе цветов и трав,
в плаче гитарных струн, в
сердце испанского народа.
(Р. де Визе. Сарабанда.
Чтение на фоне музыки)
***
(Э.
Межелайтис. «По ком звонит
колокол»):
Ах, по ком звонит колокол
(в этом ритме траурном так
размеренны повторенья)?
По ком он вызванивает
реквием – по ком, по ком?
И между людьми остаются
пробелы,
Как между строфами
стихотворенья.
Смерть забирает и грешного и
безгрешного,
но в первую очередь самого
лучшего,
самого храброго,
самого нежного.
Оглянитесь назад…
Илиады лавровый венок,
Леонардо бессмертные краски,
Микеланджело бронза.
И так мудро наивен Сервантес,
и трагически гневен Шекспир.
Гете бронзовый бюст.
Достоевский, Толстой и
Бальзак,
их гористая проза.
Буйство красок и звуков.
Божественный пир.
Перебитые крылья Бодлера,
Верхарна и Блока.
И оглохший Бетховен, от
грядущего ждущий вестей.
Ну, и ты, наконец, мой
любимейший – Гарсиа Лорка.
Все вы – строфы огромного
эпоса человеческих вечных
страстей.
Ах, по ком звонит колокол, о
Мадрид, этот ранний колокол
над старинными башнями, где,
как барка,
плывет мавританская арка?
Лорка! – в аэропорт врывается
колокол.
Лорка! – по аэропорту медь
разливает колокол.
Федерико Гарсиа Лорка!
Это звучит горячий пепел
поэта,
Песня поэта. Смерти для
песни нет.
«Когда я умру, оставьте дверь
на балкон открытой…»
Так он писал – и к открытой
двери
Каждое утро тихо идет поэт…
]
@темы:
''посвящения'',''из книги'',
Федерико Гарсиа Лорка